Каталог антиквариата

Поиск

 

Рококо (мебель и предметы интерьера) в России и за ее пределами

Искусство рококо — это мир вымысла, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками

 

Гарнитур, стиль рококо, Россия, 1880-90 годы

Стиль "рококо" ("причудливый", "капризный"; фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль) появился во Франции в первой половине XVIII века во время правления регента Филиппа Орлеанского и расцвел в жеманную и вычурную эпоху Людовика XV. Будучи формально продолжением барокко, рококо отказался от строгих правил гармонии и симметрии, привнеся декоративность и фантазийность во все сферы эстетического, от архитектуры до музыки. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу жизни и настроений светской культуры, стремившейся к гедонизму и приятным эмоциям, развлечениям и эстетическим удовольствиям, после героизма и пафоса прошлой эпохи. Причудливые линии, нежные пастельные цвета, обилие украшений, изящество в тематике и манере исполнения произведений искусства стали отличительными чертами нового стиля.

Особенно ярко стиль рококо проявился прикладном искусстве - мебели, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в характере декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто декоративный и изящный вид. В европейской мебели появляются новые предметы: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Именно тогда получили распространение знаменитые кресла типов "Бержер" и "Маркиза".


Зимний дворец. Гостиная в стиле второго рококо

В Россию рококо пришло в период правления Елизаветы Петровны и повлияло, прежде всего, на декоративно-прикладное искусство. Для русской мебели елизаветинского рококо были характерны причудливо изогнутые спинки, ножки, столешницы и стенки, а в их декоре - обилие завитков с "проросшими" из них цветами и листьями, раковины с волнистыми изогнутыми или изорванными краями. Поскольку характерный для барокко дуб был для этого непригоден, он был заменен на мягкую липу или березу. В декоре мебели становится популярна роспись по белому или светлому цветному левкасу или цветным лакам, которая скрывает естественный цвет и фактуру дерева, чаще используется инкрустация столешниц, бюро и створок шкафов.

После смерти Елизаветы Петровны стиль рококо вышел из моды, однако в XIX веке в рамках историзма вновь получил развитие и стал называться "вторым" рококо, сохранив свою популярность на протяжении почти целого столетия, а затем гармонично перекочевал в XX век в образе "третьего" рококо.


Белая гостиная императрицы Александры Федоровны. Зимний дворец

Европейская мебель в стиле неорококо появляется в России в 1830х годах, но в основном, в исполнении французских мастеров. Вскоре российские мастера тоже осваивают новый стиль и уже в начале 1840х появляется русская мебель в стиле "второго" рококо. Популярность изящных и прихотливо изогнутых диванов, стульев, кресел, столиков стремительно растет и провоцирует все большее производство и совершенствование форм. В стиле рококо создаются интерьеры и в царской резиденции- так называемая Розовая гостиная Александры Федоровны, мебель для которой была изготовлена знаменитой фирмой братьев Гамбс по эскизам А. Штакеншнейдера, Золотая гостиная и будуар для великой княгини Марии Александровны, также созданные А. Штакеншнейдером и Г. Боссе.


Будуар Императрицы Марии Александровны по проекту А.П.
Брюллова. Зимний дворец

Основной тенденцией стиля рококо можно назвать сочетание интимности, камерности интерьера с обязательной демонстрацией роскоши и богатства. Русская мебель становится все более разнообразной, в подражание европейской мебели появляются всевозможные подставки, табуреты, плевательницы, рабочие шкатулки. Попытки достичь мастерами наибольшего удобства своих изделий приводили к поиску все новых и новых конструктивных форм. В моду вошла "кутаная" мебель, обивка которой почти полностью скрывала конструкцию, за исключением ножек. Изобретенные, вероятно, в Австрии пружины для мягкой мебели активно использовались в российском мебельном производстве, что способствовало еще большему комфорту и уюту.

Цветочная обивка, изящные формы мебели, ее непринужденное, "случайное" расположение сопровождались обильным украшением интерьеров другими предметами декоративно-прикладного искусства, такими как фарфор, вышивка, бронза и серебро, а также живыми цветами, часто экзотическими.



К началу 1860х годов интерес к рококо ненадолго ослаб, однако буквально через несколько лет на смену "второму" рококо пришел расцвет "третьего" рококо. Мастера того периода в поисках новой трактовки популярного ранее стиля часто доходят до крайностей. С одной стороны, появляется мебель, украшения которой умаляют ее функциональное значение, типичные декоративные элементы рококо утрированы и многочисленны. Наряду с такой тяжеловесностью и вычурностью появляются утонченные и лаконичные предметы с минимумом украшений.
Влияние модерна на русскую мебель рококо выразилось в появлении новых, полутональных цветовых сочетаний, фактурных тканей и форм. Наряду с появлением иных стилистических направлений, мастера продолжали создавать предметы интерьера в стиле рококо ввиду его удобства и популярности.



В нашей коллекции мебель в стиле рококо представлена такими предметами, как гостиный гарнитур, витрина, парные кресла (бержеры), золоченые зеркала, комоды, столики.. Эти и многие другие предметы Вы можете посмотреть в разделе «Товары в наличии»


Парные кресла, стиль рококо

Парные кресла, вторая половина 19 века. Отделка требует некоторой реставрации Подробно…

Столики парные

Парные столики — консоли, орех. Стиль рококо. Конец 19 века.

 Подробно…

Витрина (маркетри)

Витрина, стиль рококо. Начало 20 века. Маркетри из ценных пород дерева, бронза, сверху мраморное навершие.

Хорошее состояние

 Подробно…

Витрина (живопись, бронза)

Витрина конца 19 века, дерево палисандр, живописные филенки (с подписью художника), бронзовые накладки, стекла.

Нуждается в полной реставрации, бронза, стекла,филенки в полном наличии

 Подробно…

Если Вы заметили на нашем сайте какую-либо ошибку, пожалуйста, сообщите нам.

Обращаем Ваше внимание, что просмотр предметов возможен в любой день, но только по предварительной договорённости. Мы всегда рады видеть вас, но, приехав без звонка, вы можете не застать нас на месте! Пожалуйста, звоните!


Тел.: +7 (921) 959–24–55, +7 (921) 966–33–49

Санкт-Петербург, ул. Фокина д. 1, ТЦ «Сампсониевский»

Email: info@geridon.ru


Мы приобретаем старые картины, мебель, бронзу, фарфор и прочие предметы старины. Оценщик выезжает бесплатно как в город, так и в пригороды
© 2007—2009 ООО «Геридон». Дизайн и программирование — студия «Клик»

[AD] [AD] [AD] Яндекс.Метрика