Каталог антиквариата

Поиск

 

Мастерица дворцовых интриг

Мастерица интриги, по своей сути, родственная искусному флирту,— даже если ширма наглухо затянута тканью, это все равно не стена, а лишь мнимая преграда. Она что-то скрывает за собой, но никогда не прячет полностью.

Прототипом современных ширм стала шкура, прикрепленная над входом в пещеру первобытного человека. Со временем искусственные перегородки становились тоньше и изящней, превращаясь из громоздкой необходимости в изящное украшение дома. Официальная история ширмы берет начало в Китае в 7 веке н.э., откуда затем и начинается ее долгое путешествие по всему Востоку в Европу и Россию.

 

Ширма — изобретение древнее, большинством из нас незаслуженно забытое. Ее и мебелью-то назвать сложно, а скорее, подвижной стенкой или складным экраном. И, тем не менее, именно ширма наиболее точно подходит под определение «мебель» (франц. meuble, от латинского mobilis — подвижной, легко двигающийся).

Самые первые ширмы представляли собой экраны и ставились перед входом в помещение, ибо считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, и таким образом им преграждался путь. В Китае ширмы были невероятно популярны, причем существовали как огромные, размещаемые в дворцовых залах, так и крошечные настольные ширмы. Они состояли обычно из 3 створок.

Для Японии, с ее традиционно минималистским интерьером, ширма стала вещью одновременно и функциональной, и декоративной. Они расписывались знаменитыми художниками, для них слагались стихи. Японские ширмы состояли чаще всего из 2, 6 или 8 створок, делались из дерева и особо прочной бумаги (из кустарника гампи). Т. к. японцы традиционно сидели на полу, то и рисунок располагался в нижней части ширмы. Чаще всего роспись была сюжетной и читалась справа налево, на каждой из сторон ширмы располагался свой уникальный рисунок. Все сословия испытывали особую тягу к ширмам бидзин-га: с портретами куртизанок высшего разряда — таю. Это были своеобразные рекламные справочники, где изображения девушек сопровождались сведениями об их внешности, характере, привычках. С обратной стороны фривольной ширмы рисовали вполне нейтральный, подходящий к любому случаю, сюжет.

Со временем ширмы покорили все страны Востока, а затем, благодаря известному путешественнику Марко Поло, попали в Европу. Простым людям это произведение восточного искусства было не по карману, так как стоило немалых денег. Особенно были в цене ширмы с лаковыми вставками — черные с золотом или разноцветные (так называемые, коромандельские). Они были исключительно дорогими, поскольку в Европе так никому и не удалось освоить технику Насиджи. Ее сложность заключалась в размещении кусочков золотой фольги и перламутра в слоях лака. В результате чего поверхность ширмы таинственно мерцала и переливалась, «изображение» как бы двигалось. Достичь такого эффекта мастера не могли, секрет лака был недоступен, знали только одно — сырьем для него служила смола сумаха и масло плодов тунгового дерева.

Знать в своих дворцах устраивала кабинеты и будуары в духе Шинуазери, полные ярких фонариков, разного калибра ваз с «драконовской» символикой и, конечно, мобильных перегородок. Даже сильные мира сего не могли остаться равнодушными к экзотике Востока. Известно, что Екатерина II мечтала построить для себя в Ораниенбауме Китайский дворец, который бы соответствовал духу и характеру китайской свадьбы. Но, увы, расходы, которые подсчитал придворный архитектор Антонио Ринальди, были слишком велики, и Екатерине пришлось довольствоваться искусными подделками. Исключение составляла лишь 8-створчатая лаковая ширма, на которой была изображена китайская принцесса-невеста и ее свита.

Однако неумение воспроизвести китайские и японские техники росписи и декорирования вовсе не означали отказа европейских мастеров от создания европеизированного варианта ширмы. Мрачные комнаты в готических замках стали украшать ширмы в «варварском» стиле: тяжелые, составленные из дубовых досок, они больше походили на крепостную ограду, чем на предмет интерьера. Но даже такие конструкции создавали уют и защищали комнаты от сквозняков. Со временем грубость сменилась изяществом, и к расцвету ампира ширма заняла свое законное место практически в каждом европейском доме. Сочетания деревянного каркаса и тканевых, резных или витражных вставок сделали ширму уникальной деталью интерьера. Так, например, в Александровскую эпоху вошли в моду ширмы, украшенные тканью, стеклом, вышивками, росписью.

В вышивании обивок и вставок принимала участие едва ли не каждая дворянка. Известно, что вдовствующая императрица Мария Федоровна не только сама создавала рисунки для вышивки, но и поощряла этот вид работ среди воспитанниц дворянских институтов, пансионов, сиротских приютов. До сих пор ширма законно считается универсальным элементом декора, она может быть созвучна любому стилю оформления: помпезная ширма эпохи барокко с драпировками из узорной ткани и золотыми кистями; белые полосы на темно-красном фоне и опоры в виде звериных лап эпохи ампир; изящные изгибы кованого металла и светлые, лилово-изумрудные оттенки шелка — эпохи модерн; этнические мотивы и элементы хай-тек. Как и много веков назад, ширма и сегодня занимает свое достойное место в любом интерьере, привнося в него уют и игру с пространством.

Каминный экран

Предмет интерьера конца 19 начала 20 века. Подобные каминные экраны ставились перед каминными топками. Подробно…

Банкетка

Строгая банкетка в стиле жакоб.

 Подробно…

Лампы парные

Лампы парные, стиль ампир. Лампы (латунь, патинированая и золоченая бронза) — конец 19 века, из керосиновых переделаны в электрические, абажуры современные, цветной шелк.

 Подробно…

Лампа настольная хрустальная

Настольная лампа в виде коринфской колонны, основание и капитель — выполнены из бронзы, сама колонна — из хрусталя.  Подробно…

Если Вы заметили на нашем сайте какую-либо ошибку, пожалуйста, сообщите нам.

Обращаем Ваше внимание, что просмотр предметов возможен в любой день, но только по предварительной договорённости. Мы всегда рады видеть вас, но, приехав без звонка, вы можете не застать нас на месте! Пожалуйста, звоните!


Тел.: +7 (921) 959–24–55, +7 (921) 966–33–49

Санкт-Петербург, ул. Фокина д. 1, ТЦ «Сампсониевский»

Email: info@geridon.ru


Мы приобретаем старые картины, мебель, бронзу, фарфор и прочие предметы старины. Оценщик выезжает бесплатно как в город, так и в пригороды
© 2007—2009 ООО «Геридон». Дизайн и программирование — студия «Клик»

[AD] [AD] [AD] Яндекс.Метрика