Каталог антиквариата

Поиск

 

Арт-Нуво (Art-Nouveau)

Элегантный, характеризующийся орнаментальностью и волнистостью линий, стиль Арт-Нуво соединил в себе различные формы изящных и прикладных искусств, архитектуры и декора.

 

Столовый гарнитур фабрики Готье – Пуансиньон (Gauthier-Poinsignon). Более подробную информацию об этом гарнитуре можно получить в разделе "Товары в наличии"

Термином «Арт-Нуво» обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветавший с начала 1880х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин и полным ходом шла промышленная революция. Это было удивительное, славное время, которое для многих художников и дизайнеров, создавших Арт Нуво, имело символический смысл – один век перемен сменялся следующим.

Арт Нуво был не просто стилем в дизайне, искусстве и архитектуре, но воистину подвижническим творческим движением. В перевод с французского «l’art nouveau» означает буквально «новое искусство». Главная цель его состояла в поиске новизны, уходе от утвердившихся канонов. Потребность в новом искусстве родилась из общего убеждения в том, что современному искусству не хватает оригинальности.
В пору высшего расцвета Арт Нуво, около 1900 года, стиль приобрел огромную популярность как в континентальной Европе, так и в Соединенных штатах.

В каждой стране новый стиль получил свое название: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Стиль объединил все виды живописи, архитектуры и декоративных искусств.

Лучшие образцы Арт-Нуво создавали в самых разных областях изобразительного искусства такие выдающиеся мастера, как Обри Бёрдсли, Луис Комфорт Тиффани, Пьер Боннар, Эдуард Вюйяр, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Рене Лалик, Эмиль Галле, Густав Климт и Эдвард Мунк. В свою очередь, талантливые зодчие Виктор Орта, Гектор Гимар, Луис Салливен, Чарльз Ренни Макинтош и Антонио Гауди с неменьшим успехом внедряли этот стиль в архитектуре.

К 1900 году во Франции Арт –Нуво считался прочно утвердившимся и широко популярным стилем. Однако, расцвет французского дизайна был связан не столько с Парижем, сколько с городом Нанси, в северо–восточной провинции Лоррэн. Один из наиболее талантливых представителей этой школы является Луи Мажорель (Louis Majorelle) ( 1859 – 1926). Он родился в Нанси, в семье занимавшейся производством сезонной мебели. Ранние работы Мажореля были выполнены в манере рококо, после чего, под влиянием Эмиля Галле ( Emile Galle) , он с 1897 года переключился на стиль Арт-Нуво. Мажорель придавал особое значение элегантности линии и пластичности формы. Он известен тем, что прежде чем воплотить свой замысел в дереве, сначала моделировал предметы мебели в глине.

Другой известный французский краснодеревщик Эжен Вален (1856-1925) друг Луи Мажореля, был приглашен Галле для работы по созданию современной мебели в его мастерской в Нанси. В музее Нанси есть столовая, выполненная по дизайну Валена, являющаяся образцом стиля Арт-Нуво, к тому же это один из немногих полностью сохранившихся комнатных ансамблей. Мебель Валена отличается массивностью и мощью линий.

Из более молодых мастеров мебельщиков, работавших в стиле Арт-Нуво, нельзя обойти вниманием имя Камиля Готье. В 1891 году, после обучения в Академии искусств Нанси Камиль Готье (Camille Gauthier) поступает в Школу Парижских декоративных искусств С 1894 по 1900, он используется Мажорелем как оформитель. Он делает для него несколько мебельных гарнитуров, некоторые из которых были представлены на Всемирной выставке 1900. В следующем году, Готье уходит от Мажореля и, благодаря финансовой поддержке Поля Пуансиньон (Paul Poinsignon) , создает свое собственное производство мебели. Вначале, в мебели, производимой фабрикой Готье – Пуансиньон (Gauthier-Poinsignon), чувствовалось сильное влияние Мажореля. Но модернизованные мастерские, выставочные залы и каталоги позволили предприятию обрести свой стиль и свою клиентуру.

В России, стиль Арт-Нуво, получил известность, под названием «Модерн» (новый, современный стиль). Можно без особого труда составить перечень тех русских мастеров, творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецов, М. А. Врубель,
М.В. Нестеров, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д. Поленова, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели «Мира искусства»: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А.Н. Бенуа.
Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве,
понадобится повторить имена В.М. Васнецова, М. А. Врубеля, С.В. Малютина, дабавив к ним Ф. О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Ф.И. Лидваля, И.А. Монигетти.
В русском модерне, особенно в зодчестве и в прикладных видах творчества, можно различить несколько течений. Первое из них непосредственно связано с творчеством Абрамцевского кружка, которое во многом подготовило переход к стилевым принципам модерна, но само ими еще не обладало. Второе направление во многом опиралось на приемы стилизации, выработанные амбрамцевскими художниками. Но его важная особенность –сочетание этих приемов с объемно-пространственными, живописно-пластическими и линейно-графическими поисками общеевропейского Арт-Нуво. Подчеркнутым гипертрофированием национальных форм древнерусского зодчества и произведений народного искусства авторы обращались и к историческому наследию русских мастеров и к современному «духу эпохи».
В архитектуре в основном это течение оказалось ведущим и определяющим. Но были и случаи, когда модерн в России выражал явное влияние западноевропейских художественных школ.

Превосходные образцы легкой и практичной мебели в стиле Модерн, по моде того времени – светлого дерева и со вставками цветного стекла, в Петербурге изготовляли на фабрике Р.Ф. Мельцера. Ее владелец сам был художником с академическим образованием и создавал проекты предметов обстановки для фабричного производства. Естественно, что все подобные работы были дороги, их художественное качество было прямо пропорционально их стоимости и, не удивительно, что в числе главных заказчиков и покупателей произведений искусства в стиле Модерн в России оказались богатейшие купцы и предприниматели, подобно тому, как и в Европе клиентура салона «Арт Нуво» З.Бинга в Париже, или «Венских мастерских» была весьма ограничена.

Нельзя не отметить также имя архитектора Н.В. Набокова, который был городским архитектором, по проектам которого построили несколько больниц и доходных домов в Санкт-Петербурге, преподавал в ремесленном училище, где готовили мастеров мебельного производства, много и с интересом работал в области проектирования мебели, фурнитуры, изделий из серебра и бронзы. Также, он работал над созданием интерьеров для императорских дворцов. Известно, что мебель для комнат личной половины императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II, по его эскизам была изготовлена петербургским фабрикантом Н.Ф. Свирским, с которым архитектор долго и плодотворно сотрудничал. Однако первым значительным этапом совместной деятельности архитектора и мебельного мастера была работа над отделкой императорской яхты «Полярная звезда», сооруженной по заказу Александра III. Убранство и мебель для этого корабля — одна из вершин в творчестве зодчего и столичного мебельщика, получившего за эту работу звание поставщика императорского Двора, а сама яхта — самое нарядное судно, своеобразный плавающий дворец, на котором члены императорского семейства не только отдыхали, но и устраивали дипломатические приемы и встречали коронованных гостей.
Успешный дуэт Набокова и Свирского при создании убранства яхты привел к тому, что в конце XIX столетия, вслед за именем Н.В. Набокова, имя фабриканта становится широко известно в мебельных и художественных кругах Санкт—Петербурга.
Сразу после создания убранства в Зимнем дворце, его фабрика получает заказ на оформление интерьеров в Александровском дворце в Царском Селе, для которого Свирский создает несколько комплектов разнообразной мебели в парадные, жилые и детские комнаты. Фабрика Н.Ф. Свирского просуществовала в столице более четверти века.

Когда, в 1920-30 годы стиль вышел из моды, его заменили чистые и простые геометричные линии стиля Арт-Деко, (получившего большее распространение в Европе ) Экстравагантные изгибы Арт Нуво были признаны устаревшими и подвергнуты осмеянию .Многие шедевры Арт Нуво были забыты. Интерьеры, считавшиеся когда-то верхом изящества, переделывались в соответствии с последними веяниями моды.
И лишь полвека спустя , в 1952 году, в Цюрихе ( Швейцария) была организована первая всесторонняя экспозиция произведений Арт Нуво. Возродившийся в течение последних десятилетий интерес и широкое признание достоинств стиля Арт-Нуво (Модерн) еще раз подтвердили его репутацию выдающегося этапа в развитии искусства

Часы настенные, модерн

Часы настенные в стиле модерн, 1900-е годы

 Подробно…

Декоративные стенные панели

Декоративные стенные панели, стиль арт — нуво. 1900 годы. Общая площадь — около 20 квадртных метров

 Подробно…

Лампа (арт-нуво)

Лампа, стиль модерн (арт-нуво), Франция, школа Нанси. Начало 20 века. Подписана Colber. Цветное многослойное стекло

 Подробно…

Лампа — люстра подвесная (арт — нуво)

Люстра подвесная, 1900 годы. Сохранилась в первозданном виде. Высота регулируется

 Подробно…

Если Вы заметили на нашем сайте какую-либо ошибку, пожалуйста, сообщите нам.

Обращаем Ваше внимание, что просмотр предметов возможен в любой день, но только по предварительной договорённости. Мы всегда рады видеть вас, но, приехав без звонка, вы можете не застать нас на месте! Пожалуйста, звоните!


Тел.: +7 (921) 959–24–55, +7 (921) 966–33–49

Санкт-Петербург, ул. Фокина д. 1, ТЦ «Сампсониевский»

Email: info@geridon.ru


Мы приобретаем старые картины, мебель, бронзу, фарфор и прочие предметы старины. Оценщик выезжает бесплатно как в город, так и в пригороды
© 2007—2009 ООО «Геридон». Дизайн и программирование — студия «Клик»

[AD] [AD] [AD] Яндекс.Метрика